Домашний кинотеатр: Форматы кодирования звука
Впервые многоканальный звук использовали всего через 15 лет после появления звукового кино - в 1940 г. в диснеевском мультфильме “Fantasia”, который сопровождался трехканальным дискретным звуком. В 50-х в кино использовались другие дискретные форматы (четырехканальный CinemaScope и шестиканальный Todd-AO).
Настоящую революцию в области многоканального звучания совершил английский инженер Ray Dolby - основатель одноименной компании. Он занимался шумоподавлением для аудиосистем. Без его разработок, развитие многоканальных систем не представлялось бы возможным: шумы из-за смешения сигналов соседних звуковых дорожек были невыносимыми. В 1975 году компания Dolby представила свой первый формат Dolby Stereo и с тех пор не прекращая разработки выпустила немало новых и более совершенных формаатов. Но и другие компании не сидели сложа руки. Компанией «Диджитал Тиэтер Систем» (Digital Theater System) для демонстрации цифровых фонограмм в кинотеатрах синхронно с прокатными фильмокопиями был разработан формат DTS — семейство систем цифровой многоканальной звукозаписи. DTS использует меньший уровень сжатия, чем Dolby, но абсолютного превосходства нет ни у одной из систем. В таблице представлены существующие на сегодняшний день основные форматы и их логотипы:
![]() |
Dolby Digital (AC-3, ATSC A/52) долби диджитал — система пространственного звуковоспроизведения, разработанная фирмой «Dolby Laboratories, Inc.» («Dolby Labs»), руководимой Реем Долби, пионером аудио и видеопромышленности.
|
![]() |
Dolby Digital EX — это приставка, использующаяся для обозначения систем звука Dolby Digital c 7.1 каналами: двух фронтальных, центрального, низкочастотного, двух тыловых объёмного звучания и двух фронтальных объёмного звучания.
|
![]() |
Dolby Digital Surround-EX добавляет звуковой дорожке третий канал объёмного звука. Идея принадлежит звукорежиссёрам студии Skywalker Sound. Технология разработана совместно с Dolby Laboratories и Lucasfilm THX.
|
![]() |
Dolby Digital Live (DDL) - технология кодирования многоканального (5.1) аудиосигнала в формат AC3 в реальном времени, предложенная компанией Dolby Technologies. Предназначена для передачи многоканального звука из игр и иных приложений на ресивер по интерфейсу S/PDIF (оптическому или коаксиальному).
|
![]() |
Компании MIPS Technologies и Dolby Laboratories представили новую технологию построения звука Dolby Digital Plus для устройств, поддерживающих воспроизведение видео и аудио высокой четкости, например Blu-ray проигрыватели. Аудио-технология получила название Dolby Digital Plus и сможет использоваться в микропроцессорных ядрах MIPS32. Также Dolby Digital Plus позволит повысить качество записи звукового контента на Blu-ray Disk носители, благодаря поддержке еще большего количества каналов, нежели это было возможно с Dolby Digital. Компании представят разработчикам SoC-решений (System-on-Chip) разновидности интегрированного кодека Dolby Digital Plus на основе ядра MIPS.
|
![]() |
Dolby TrueHD является одним из первых двух форматов несжатого звука (сжатого без потерь), доступных только для оптических HD-плееров. Несмотря на то, что кодек Dolby TrueHD является опциональным, данный формат широко поддерживается плеерами и дисками Blu-ray (гораздо больше, чем DD+, который часто отсутствует на дисках Blu-ray). Dolby TrueHD использует алгоритм сжатия без потерь Meridian Lossless Packing (MLP). Цифровой поток Dolby TrueHD может вмещать до 14 отдельных звуковых каналов, но на практике работает с 6 (5.1) или 8 (7.1) каналами. Стандарт Dolby TrueHD поддерживает разрядность до 24 бит и частоту дискретизации до 192 кГц (для максимального несжатого потока 63 Мбит/с), но для Blu-ray на текущий момент доступно максимум 8 каналов с 24 бит и 96 кГц (или, в качестве альтернативы, 6 каналов с 24 бит и 192 кГц) для максимального сжатого потока 18 Мбит/с. Поиск доступных фильмов в формате Dolby TrueHD на дисках Blu-ray показал, что на сегодняшний день можно получить только половину: 6 каналов с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бит (что соответствует несжатому потоку 13,5 Мбит/с и сжатому 9 Мбит/с, например, на дисках с концертами группы Dave Matthews and Tim Reynolds, получивших отличные баллы за качество на сайте Cinema Squid).
|
![]() |
DTS — формат звука, созданный Digital Theater System, конкурирующий со схожим Dolby Digital. Формат DTS использует меньший уровень сжатия, чем Dolby, так что теоретически он звучит лучше, что доказывают на практике диски, на которых записаны дорожки и в DD, и в DTS. Формат DTS Stereoпрактически идентичен Dolby Surround. DTS поддерживает как 5.1-канальный, так и 7.1-канальный варианты звука. Также называется DTS Surround Sound.
DTS в домашних театрах допускает полный битрейт (1509,75 кбит/с), при этом эксперты отмечают большую прозрачность и естественность звука, чем у AC-3 (Dolby Digital). |
![]() |
DTS ES — формат с центральным дополнительным тыловым каналом, который благодаря потенциальным возможностям DTS может быть как матричным — DTS ES Matrix 6.1 (центральный тыловой канал кодируется матричным методом в два тыловых канала и восстанавливается при воспроизведении), так и независимым информационно несущим каналом — DTS ES Discrete 6.1 (использует свой большой диапазон частот для создания полностью независимого центрального тылового канала).
|
![]() |
DTS 96/24 позволяет доставлять 5.1 каналов глубиной 24 бит, частотой дискретизации 96 кГц и и высококачественное видео в формате DVD Video. До изобретения DTS 96/24 было возможно доставлять только 2 канала 24 бит, 96 Кгц на DVD Video. DTS 96/24 также может быть размещён в видеозоне на DVD Audio дисках, делая эти диски проигрываемыми на всех DTS-совместимых DVD плеерах.
|
![]() |
DTS Neo:6, как и Dolby’s Pro Logic II system, может принимать стереосодержимое и преобразовывать его в 5.1- или 6.1-канальный звук.
|
![]() |
DTS-HD High Resolution Audio вместе с DTS-HD Master Audio являются HD-расширением оригинального DTS-формата. Оно обеспечивает до 7.1 каналов звука с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бит. DTS-HD High Resolution Audio выбрано в качестве опционального формата для Blu-ray Disc с постоянными битрейтами 6.0 Мбит/с и 3.0 Мбит/с соответственно. Формат может служить альтернативой DTS-HD Master Audio, когда недостаточно места на диске.
|
![]() |
DTS-HD Master Audio, ранее известный как DTS++, обеспечивает побитную идентичность звука оригиналу. Формат может доставлять аудио с очень высоким битрейтом — значительно большим, чем на стандартных DVD. Максимальный битрейт ограничен 24.5 Мбит/с для дисков Blu-ray. DTS-HD Master Audio поддерживает до 7.1 аудио каналов с частотой 96 КГц (192 КГц для двух каналов) и разрядностью 24 бита. Поток DTS-HD Master Audio так же содержит ядро DTS 5.1 для совместимости со старым оборудованием с поддержкой DTS и может доставлять 6 каналов звука с удвоенным, по сравнению с обычными DVD, разрешением.
|